Морской форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Морской форум » Корабли древности » Бирема


Бирема

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Бирема - древнегреческое парусно-гребное судно с двумя рядами весел.

В период XII-VIII вв. до н.э. у греков самым распространенным типом судов были монеры (иначе униремы) - суда с одним ярусом гребцов - триаконтор и пентеконтор (соответственно, "тридцативесельник" и "пятидесятивесельник"). С момента появления на пентеконторе тарана возникла необходимость в увеличении скорости, маневренности кораблей для повышения мощи таранного удара и возможности защиты от неприятельских таранов. При этом возникла дилемма, когда увеличение количества гребцов на одноярусном судне приводило к удлиннению корпуса, необходимости его усиления и, как следствие, утяжелению конструкции и далее - потере возможного преимущества в скорости.

Путем решения возникшей проблемы и явилась бирема - первое многоярусное судно. При этом удалось без увеличения длины корпуса увеличить в два раза количество гребцов. Дополнительно увеличилась защищенность судна, так как неприятельским судам приходилось таранить в два раза большее количество весел, чтобы пробить корпус биремы. Бирема имела на носу решетчатый фальшборт, а весла гребцов верхнего ряда опирались на вынесенные за борт стойки. Весла гребцов нижнего ряда вставлялись в отверстия в борту, от проникновения воды отверстия защищались кожаными манжетами.

Бирема была первым судном разработанным и предназначенным специально для ведения морского боя. Основным оружием бирем являлся  таран, основным тактическим приемом – таранный удар. Поскольку корабельные корпуса в то время  не имели водонепроницаемых переборок, даже небольшой пробоины хватало, чтобы корабль быстро наполнился  водой и затонул. Впервые гребцы на судне были не воинами, а профессиональными моряками. Это было связано с необходимостью четкой синхронизации движений обеих ярусов весел. Кроме этого, во время  абордажного боя   на борту своего корабля, гребцы верхнего ряда могли принять участие в схватке, в то время   как гребцы нижнего имели возможность продолжать маневрирование.

Благодаря  своим очевидным преимуществам, бирема быстро становится  очень распространенным типом корабля   Средиземноморья  и только через два века ее превзойдет триера (трехярусное боевое судно)   – самый массовый, самый известный корабль Древней Греции и Рима..

Вот несколько рисунков этих кораблей:

http://lili.fb5.ru/albums/230/userpics/10002/preview36_480x250.jpg

http://lili.fb5.ru/albums/230/userpics/10002/00-greekbiremeversion01.jpg

0

2

Я представляю сблизи как это чудо выглядит,одно весло что стоит  :)

увеличить

0

3

Там поверху над гребцами ходили чтоль кто!?... :) или от стрел прятались..

увеличить

0

4

Побочным эффектом от добавления  второго яруса гребцов стало повышение защищенности корабля. Чтобы протаранить бирему, форштевню неприятельского корабля  требовалось преодолеть сопротивление в два раза большего количества весел, чем прежде.

Удвоение количества гребцов привело к тому, что повысились требования  к синхронизации движения  весел. Каждый гребец должен был уметь очень четко выдерживать ритм гребли, чтобы бирема не превратилась в сороконожку, запутавшуюся  в собственных ногах-веслах. Вот почему в Античности почти не использовались пресловутые "галерные рабы". Все гребцы были вольнонаемными и, кстати, зарабатывали во время войны столько же, сколько профессиональные солдаты – гоплиты.

Только в III в. до н.э., когда у римлян во время  Пунических войн из-за высоких потерь возник дефицит в гребцах, они использовали на своих больших кораблях рабов и преступников, приговоренных за долги (но не уголовников!). Однако, во-первых, использовали только после предварительного обучения. И, во-вторых, римляне обещали всем гребцам-невольникам свободу и честно свое обещание выполняли по окончании боевых действий. Кстати, ни о каких кнутах и бичах речи вообще быть не могло.

Появлению же образа "галерных рабов" мы в действительности обязаны венецианским, генуэзским и шведским галерам XV-XVIII вв. Они имели другую конструкцию, позволявшую использовать в команде лишь 12-15% процентов профессиональных гребцов, а остальных набирать из каторжан. Но о венецианских галерных технологиях "a scalocio" и "a terzaruola" будет рассказано позднее в другой статье.

Появление первых бирем у финикийцев обычно датируют началом, а у греков – концом VIII в. до н.э. Биремы строились как в палубном, так и в беспалубном вариантах.

Бирему можно признать первым кораблем, специально разработанным и построенным для  уничтожения  морских целей противника. Гребцы биремы практически никогда не были профессиональными воинами (как гоплиты), но являлись вполне профессиональными моряками. Кроме этого, во время  абордажного боя  на борту своего корабля, гребцы верхнего ряда могли принять участие в схватке, в то время  как гребцы нижнего имели возможность продолжать маневрирование.

Легко представить себе, что встреча биремы VIII в. (с 12-20 гоплитами, 10-12 моряками и сотней гребцов на борту) с пентеконтором времен Троянской войны (с 50 гоплитами-гребцами) была бы плачевна для  последнего. Несмотря  на то, что пентеконтор имел на борту 50 воинов против 12-20, его команда в большинстве случаев не смогла бы использовать свое численное превосходство. Более высокий борт биремы препятствовал бы абордажному бою, а таранный удар бирема–>пентеконтор был эффективнее по поражающему воздействию в 1,5-3 раза, чем удар пентеконтор–>бирема.

Кроме этого, если пентеконтор маневрирует с целью зайти биреме в борт, то следует предположить, что все его гоплиты заняты на веслах. В то время  как по меньшей мере 12-20 гоплитов биремы могут осыпать неприятеля  метательными снарядами.

Благодаря  своим очевидным преимуществам, бирема быстро становится  очень распространенным типом корабля  Средиземноморья  и на многие века прочно занимает позиции легкого крейсера всех крупных флотов (хотя  на момент своего возникновения  бирема была просто-таки супердредноутом). Ну а нишу тяжелого крейсера спустя  два века займет триера – самый массовый, самый типичный корабль классической Античности.

увеличить

увеличить

0


Вы здесь » Морской форум » Корабли древности » Бирема