Морской форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Морской форум » Военный и торговый флот, морские сражения » Гибель крейсера “Варяг”.


Гибель крейсера “Варяг”.

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года, когда в Порт-Артуре уже гремели орудия, грохотали взрывы и лучи русских прожекторов метались по темной воде в поисках атакующих японских миноносцев, в 260 милях южнее, над корейским портом Чемульпо, сгустилась напряженная тишина. В свете ярко пылавших на берегу костров на городскую пристань высаживались японские войска, а на рейде среди иностранных кораблей рассеялись японские крейсеры и миноносцы, державшие под прицелом своих орудий и торпедных аппаратов русский крейсер “Варяг” и канонерскую лодку “Кореец”...

Утром 9 февраля командиры находившихся в Чемульло французского крейсера “Паскаль”, английского “Тэлбот”, итальянского “Эльба” и американской канонерской лодки “Виксбург” получили уведомление японского контр-адмирала Уриу о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли. А в 9.30 на борту “Тэлбота” командиру “Варяга” капитану 1 ранга В. Рудневу вручили ультиматум японцев: “Варяг” и “Кореец” должны покинуть порт до полудня, или они будут атакованы на рейде.

В 11.10 на русских кораблях прозвучала команда: “Все наверх, с якоря сниматься!” — и через десять минут “Варяг” и “Кореец” дали ход. При медленном прохождении мимо английского, французского и итальянского крейсеров музыканты “Варяга” исполняли соответствующие национальные гимны. В ответ с иностранных кораблей, на палубах которых выстроились во фрунт команды, неслись звуки русского гимна. “Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!” — писал потом командир “Паскаля” капитан 1 ранга Сенес.

И действительно, невозможно было сомневаться в исходе этого боя. Русскому бронепалубному крейсеру и устаревшей канонерской лодке японцы противопоставили пятнадцать боевых единиц: броненосный крейсер “Асама”, бронепалубные крейсеры “Нанива”, “Такачио”, “Чийода”, “Акаси”, “Нийтака”, посыльное судно “Чихайя” и восемь миноносцев. Против русских двух 203-мм и тринадцати 152-мм орудий и семи торпедных аппаратов готовились вести огонь четыре 203-мм, тридцать восемь 152-мм орудий и сорок три торпедных аппарата — более чем тройное превосходство!

Японцы поджидали “Варяга” и “Корейца” в 10 милях от Чемульпо, скрываясь в шхерах за островами. В 11.45 “Асама” с дистанции 7-8 км открыл огонь. Спустя две минуты загремели орудия “Варяга”, и закипел беспощадный артиллерийский бой, продолжавшийся ровно час. 1105 снарядов выпустил за этот час русский крейсер, нанеся тяжкие повреждения “Асаме” и “Такачио”. Но какой ценой достался урон, нанесенный врагу!

“Я никогда не забуду потрясающего зрелища, представившегося мне, — вспоминал капитан Сенес, поднявшийся на борт “Варяга” сразу после боя, — палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения”.

Из двенадцати 152-мм орудий осталось только два, а из двенадцати 75-мм — пять, все 47-мм пушки выведены из строя. Но самым ужасным было то, что из состава команды, находившейся на верхней палубе, выбыла почти половина — 45%. О продолжении боя не могло быть речи. Соглашаясь с мнением военного совета, Руднев приказал разместить раненых и команду на иностранных кораблях, а “Варяга” и “Корейца” уничтожить...

Так закончился знаменитый бой “Варяга” — крейсера, судьба которого оказалась драматически связанной с судьбами русских, японских и американских крейсеров.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

0

2

В 1905 г. японцы подняли и отремонтировали крейсер «Варяг», который вошел в состав Императорского флота Японии под новым названием "Сойя". :angry:

0

3

Дальнейшая судьба     

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй в качестве крейсера 3-го класса под названием «Сойя» (яп. 宗谷?). Более семи лет использовался японцами для учебных целей. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход в Гаваи и Северную Америку для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял по 1913 год.

Во время первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Сойя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией, и 5 апреля 1916 года переведён во Владивосток. После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) под флагом командующего Отряда судов особого назначения контр-адмирала А. И. Бестужева-Рюмина.

В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт[7] (по другим данным крейсер после Октябрьской революции продан[источник не указан 99 дней] официальным представителям России). В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был в последствии взорван.[7] В 2003 г. состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. Интересно, что в погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.[7]

По случаю 50-летия подвига у Чемульпо, Н. Г. Кузнецов, главком ВМФ СССР, лично наградил пятнадцать ветеранов медалями «За отвагу». Позднее орденами и медалями были награждены ещё 139 ветеранов-моряков с «Варяга» и «Корейца».

13 июля 2009 года после переговоров с корейской стороной, которые длились шесть лет, в Россию из Южной Кореи привезли реликвии[8], связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Ранее экспонаты хранились в запасниках Метрополитен-Музея корейского города Инчхона. 25 июля, в канун Дня Военно-Морского Флота, экспозиция передвижной выставки «Крейсер „Варяг“. Обретение реликвий» была открыта в Государственном музее Эрмитажа[9]. Впоследствии выставку увидят в Москве, Мурманске, Североморске, Калининграде, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и на базах Черноморского флота.

После поднятия «Варяга» и ремонта в Японии его штурвал был передан на флагман японского флота Микасо. Из последнего был сделан корабль-музей. До сих пор штурвал Варяга является одним из экспонатов.

0

4

Монументы и памятные доски в честь членов экипажа крейсера «Варяг»

Память погибших моряков увековечена монументом на Морском кладбище Владивостока. Памятники капитану крейсера В. Ф. Рудневу установлены в Туле, Новомосковске и деревне Русятино Заокского района Тульской области.

В райцентре Любино Омской области открыт памятник кочегару «Варяга» Ф. Е. Михайлову.

10 февраля 2004 года, в ознаменование 100-летия исторического морского сражения, в южнокорейском порту Инчхон были открыты мемориальная доска и памятник. Мемориальная доска установлена на здании бывшего госпиталя Красного Креста, где проходили лечение получившие ранения в ходе боя моряки. Памятник представляет собой камень с одиноко лежащей на нём бронзовой бескозыркой. Автор монумента — заслуженный скульптор России Андрей Балашов.[10][11][12]

На месте гибели крейсера, на берегу залива Ферт-оф-Клайд возле шотландского населённого пункта Лендалфут, 30 июля 2006 года установлена памятная доска. 8 сентября 2007 года там же установлен памятник

0

5

Образ крейсера «Варяг» в культуре

Подвигу экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» посвящены песни «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»» и «Плещут холодные волны».
В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер „Варяг“».
В 1972 год в СССР была выпущена почтовая марка с изображением крейсера.
В 2003 году экспедиции под руководством журналиста ВГТРК Алексея Денисова удалось отыскать точное место гибели крейсера и обнаружить на дне его обломки[7]. Рассказ об этом вошёл в двухсерийный документальный фильм «Крейсер „Варяг“», приуроченный к столетию битвы у Чемульпо.

Отредактировано Вицын (2009-08-29 14:02:05)

0

6

текст песни про крейсер Варяг 8-)
Русский текст

Наверх, вы, товарищи, все по местам,

Последний парад наступает.
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!

Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
Наверх якоря поднимая,
Готовятся к бою орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкая!

И с пристани верной мы в битву идём,
Навстречу грозящей нам смерти,
За Родину в море открытом умрём,
Где ждут желтолицые черти!

Свистит и гремит, и грохочет кругом.
Гром пушек, шипенье снарядов,
И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг»
Подобен кромешному аду.

В предсмертных мученьях трепещут тела,
Гром пушек, и шум, и стенанья,
И судно охвачено морем огня,
Настали минуты прощанья.

Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
Кипящее море под нами!
Не думали, братцы, мы с вами вчера,
Что нынче умрём под волнами.

Не скажет ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы Русского флага,
Лишь волны морские прославят одни
Геройскую гибель «Варяга»!

0

7

текст песни про крейсер Варяг  8-)
оригинальный текст

Auf Deck, Kameraden, all' auf Deck!

Heraus zur letzten Parade!
Der stolze Warjag ergibt sich nicht,
Wir brauchen keine Gnade!

An den Masten die bunten Wimpel empor,
Die klirrenden Anker gelichtet,
In stürmischer Eil` zum Gefechte klar
Die blanken Geschütze gerichtet!

Aus dem sichern Hafen hinaus in die See,
Fürs Vaterland zu sterben
Dort lauern die gelben Teufel auf uns
Und speien Tod und Verderben!

Es dröhnt und kracht und donnert und zischt,
Da trifft es uns zur Stelle;
Es ward der Warjag, das treue Schiff,
Zu einer brennenden Hölle!

Rings zuckende Leiber und grauser Tod,
Ein Ächzen, Röcheln und Stöhnen —
Die Flammen um unser Schiff
Wie feuriger Rosse Mähnen!

Lebt wohl, Kameraden, lebt wohl, hurra!
Hinab in die gurgelnde Tiefe!
Wer hätte es gestern noch gedacht,
Dass er heut` schon da drunten schliefe!

Kein Zeichen, kein Kreuz wird, wo wir ruh`n
Fern von der Heimat, melden —
Doch das Meer das rauschet auf ewig von uns,
Von Warjag und seinen Helden!

0

8

текст песни про крейсер Варяг 8-)
дословный перевод

На палубу, товарищи, все на палубу!

Наверх для последнего парада!
Гордый «Варяг» не сдаётся,
Нам не нужна пощада!

На мачтах пёстрые вымпелы кверху,
Звенящие якоря подняты,
В бурной спешке к бою готовы
Блестящие орудия!

Из надёжной гавани — в море
За Отечество умереть.
Там подстерегают жёлтые черти нас
И извергают смерть и разрушения!

Гремит и грохочет, и громыхает, и шипит.
Тут нас поражает на месте;
Стал «Варяг», верный корабль,
Горящим адом!

Вокруг судорожно дёргающиеся тела и страшная смерть,
Кряхтенье, хрипы умирающих и стенания.
Языки пламени развеваются вокруг нашего корабля
Как гривы огненных коней!

Прощайте, товарищи, прощайте, ура!
Вниз в клокочущую пучину!
Кто бы ещё вчера подумал,
Что уже сегодня он там внизу уснёт!

Ни знак, ни крест не укажет,
где мы покоимся вдали от Родины,
Однако море вечно будет рокотать о нас,
О «Варяге» и его героях.

0

9

Подвигу офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца» - 105 лет

       Во время Русско-японской войны крейсер русского флота «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в неравный бой против шести японских крейсеров и восьми миноносцев в районе бухты Чемульпо. Тяжело повреждённый «Варяг» вернулся в гавань, и, не имея возможности продолжать сражение, был затоплен собственной командой, а канонерская лодка была взорвана.

       О бое при Чемульпо сказано и написано предостаточно…

       Правда, несмотря на это, благодаря известной песне малоизвестного немецкого автора, многие считают, что «Варяг» геройски погиб в бою с неравными силами японцев, а не был затоплен экипажем, вернувшись в Чемульпо после боя. Но это уже – пробелы школьного образования.

       Просто в этот день захотелось ещё раз вспомнить о подвиге русских моряков.

      Как это не покажется странным, но огромную роль в возобновлении интереса к бою 27 января 1904 года сыграл «труд» проф. Доценко «Мифы и легенды русской морской истории», благодаря которому вспыхнули новые споры с тщательным разбором действий русских и японских кораблей. Вплоть до моделирования боя «Варяга» с японской эскадрой в Чемульпо. Однако, все сходились на той мысли, что в сложившейся ситуации прорыв «Варяга» с «Корейцем» был невозможен.

       Единственный, кто «рискнул» взять на себя смелость пустить историю по другому пути, оказался автор Глеб Дойников в своей книге «Альтернативная история. "Варяг" – победитель», в которой «крейсер 1-го ранга "Варяг" и канонерская лодка "Кореец", застигнутые японской эскадрой на рейде Чемульпо, отвергают требование о сдаче и сами атакуют превосходящие силы противника. Крейсер «Варяг»Первыми же залпами с "Корейца" тяжело поврежден броненосный крейсер "Асаму", несколько прямых попаданий получает крейсер "Чиода". "Варяг" прорывается в открытое море и уходит в крейсерское плавание, нарушая линии снабжения японцев...». Книга написана со знанием дела, и, судя по описываемым событиям, шанс на прорыв был. Вот что пишет сам автор: «Я то как раз хотел показать "железячникам" с цусимского форума, что они не правы. Они то как раз абсолютно АРГУМЕНТИРОВАННО и со 100% вероятностью доказали, что Варяг из Чемульпо прорваться НЕ МОГ. Технически шансов не было, с учетом всех миллиметров и "конструкции башен")). Ну я ДЛЯ НИХ и написал, какой был "не железячный" шанс...» Но, для того, чтобы прорваться, необходимо одно НО! Командир «Варяга» капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев должен был обладать знаниями (о времени начала сражения, об особенностях русских и японских снарядов, конструктивных особенностях артиллерии и проч.) и психологией человека XXI века. А ни того, ни другого у Руднева в запасе не было. Поэтому, оставим этот вариант, как военно-морскую фантастику.

       Вообще, разбирать бой, да ещё по прошествии стольких лет – дело неблагодарное. Недаром же говорят, что Россия – страна с непредсказуемым прошлым. Тем более, что нет под рукой более или менее достоверных документов. На мой взгляд, даже Канонерская лодка «Кореец»вахтенный журнал крейсера 1-го ранга «Варяг» подвергался корректуре (в 12.15 [во время сражения] произведена запись: «В продолжении боя одним из выстрелов 6” орудия № XII был разрушен кормовой мостик крейсера «Asama» и произведен на нем пожар, причем «Asama» временно прекратил огонь. Кормовая башня его по-видимому была повреждена, так как до конца боя больше не действовала»). Поэтому, я этого делать не буду. Об этом, как я уже писал выше, сказано предостаточно, и я тут ничего не добавлю.

       Некоторые товарищи сетовали на то, что «в угоду своим амбициям» Руднев подверг команду («в особенности – нижних чинов») неоправданному риску, а также затопил корабль так, что его вскоре подняли и восстановили японцы. Как там у Веллера: «Японцы чуть чуть попрактиковали комендоров в стрельбе и получили два малоповрежденных и легко поставленных в строй боевых корабля.
       А русские!..
       Торчание в международном порту до последней возможности – не упоминали. Короткую морскую стычку объявили ожесточенным сражением. Самозатопление подали как акт самоотверженного мужества несдавшихся. Бегство обратно в порт и ту подробность, что затопились в порту, организованно сойдя на берег с вещами, замолчали вообще. Число жертв не уточняли. Но подчеркивали превосходящие силы японцев».

       Вот с тем, что командир «Варяга» капитан 1 ранга Руднев виновен в гибели крейсера, не соглашусь.

       Во-первых: «Один из первых снарядов японцев, попав в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, и перебил фок-ванты, причем были убиты далъномерный офицер мичман граф Нирод и все дальномерщики станции №1 (по окончании боя найдена одна рука графа Нирода, державшая дальномер)». О какой «привилегии» офицеров перед нижними чинами может идти речь в данном случае? Тут все в одинаковых условиях.

       Во-вторых: «...считаю долгом доложить, что суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду.
Подписал: командир крейсера 1 ранга "Варяг" капитан 1 ранга Руднев».

       За это Руднева ставить в пример, а не критиковать надо. Смысл было гробить экипаж? Ведь всем было понятно, что прорваться не удастся. А так - сохранил команду и не испоганил честь Андреевского флага.

       Ну и в-третьих: по поводу того, что корпус русских морских офицеров так и не простил Рудневу затопление, а не подрыв крейсера, могу сказать одно - в самом начале войны, да ещё с той пропагандой и шапкозакидательством, предшествовавшим войне с Японией, думаю, у Всеволода Федоровича была полная уверенность в том, что вскорости крейсер будет поднят русскими и снова вступит в строй. Так зачем сознательно портить боевую единицу?

       То, что «Варяг» с «Корейцем» приняли бой превосходящими силами противника, говорит уже о многом. Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по японцам 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда (орудия корабля были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). Согласно рапорту командира, огнём «Варяга» был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера («Асама», «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива»); противник предположительно потерял около 30 человек убитыми и около 200 человек ранеными. Считаю, что русские моряки, в данном случае, выполнили свой долг и достойны славы и оказанных им почестей.

       «...Величие поступка Руднева и экипажа крейсера «Варяг» состоит в том, что у них в аналогичной ситуации даже сомнений не возникло – принимать или не принимать бой. И если командир французского крейсера «Паскаль» записал в своем дневнике, - «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!», то он конечно оценивал не флотоводческие способности Руднева, не подготовку русских моряков и уж конечно не качество американских котлов или японских снарядов.

       Он оценил, и этого совершенно не понимают ревизионисты, то, что командир русского крейсера и его команда предпочли личной безопасности выполнение своего долга. И сделали это с энтузиазмом. Русских моряков никто бы не осудил, если бы они просто затопили свой корабль. Но они поступили по-другому. За это их будут помнить всегда. Никакие доводы от лукавого не смогут затушевать этого простого и очевидного факта. «Рутинер» Руднев «отбывал номер» под огнем японских 203-мм снарядов...»

© MuRena

0

10

Здравствуйте. Я, Ника Борисенко, прапра внучка рядового матроса крейсера "Варяг" Бочарова Семёна (отчество неизвестно). Когда "Варяг" потерпел крушение, Семён Бочаров был одним из тех, кто остался жив. Переплыв океан, он добрался до дома.
   В 1914 и 1917 годах у него родилось 2 дочери, но в связи тяжёлой болезнью лёгких(т. к. он длительное время провёл в холодной воде, когда переплывал океан) он скончался.
   В 1972 году моя прабабушка из газеты "Комсомольская правда" узнала, что разыскиваются родсивенники служивших на крейсере "Варяг". Но так как она не умела писать, вопрос остался открытым.
   Больше ничего неизвестно. Очень хотелось бы знать, выжил кто-нибудь служивший на этом корабле. Может быть тоже внуки и правнуки откликнуться.
   Заранее спасибо. До свидания.

0

11

Привет всем и привет тебе, Ника Борисенко!
Мой прадед тоже служил на крейсере "Варяг" и тоже остался жив, как и многие другие члены экипажа. Ника, хотелось бы пообщаться, пиши!
Нат.

0

12

Всех приветствую, когда мы в школе проходили историю Русско-Японской войны наш преподаватель, мужик, рассказал нам вот такое:
Когда подняли корабль "Варяг", он поступил в состав учебной флотилии, имя ему дали "Соя", когда туда ступала новая группа будущих моряков им говорили, точно не помню
" Вы ступаете на борт судна, команда которого проявила беспримерную доблесть и отвагу. И вы будете учиться в таких же условиях как и этот героический экипаж. "
Может вы знаете подробности? А то хочется по больше узнать об этом. Еще он сказал что Капитан корабля был награжден высокой военной наградой Японии, по тому как поступок "Варяг" для них пример чести и храбрости.

0


Вы здесь » Морской форум » Военный и торговый флот, морские сражения » Гибель крейсера “Варяг”.