ШВАРТОВ, трос, обычно с огоном на конце, предназначенный для подтягивания и удержания судна у причала или у борта другого судна. Их различают по направлениям относительно судна: продольные Ш. и шпринги (носовые и кормовые) создают усилия, препятствующие перемещению судна вдоль причала, прижимные Ш.-в перпендикулярном направлении. Минимальное количество Ш., длина и диаметр каждого из них, а также разрывное усилие определяются правилами классификационных обществ.
ШВАРТОВКА, совокупность действий по подходу и креплению судна к причалу, пирсу или другому судну.
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО СУДОВОЕ, совокупность механизмов и приспособлений, предназначенных для удержания судна во время стоянки у причала, у борта др. судна или плав, сооружения. В состав Ш. у. с. входят швартовы, кнехты, швартовые клюзы, киповые планки, утки, швартовные лебедки, шпили и т.д.
ШИРСТРЕК, верхний утолщенный пояс наружной обшивки борта судна.
ШКАЛА БОФОРТА, система оценки силы ветра. Предложена англ, гидрографом Ф. Бофортом в 1806 г. Основывается на зрительном восприятии действия ветра на водную поверхность, дым, флаги, надстройки судна, на береговые сооружения. Оценка производится в баллах Бофорта.
ШКАТОРИНА, кромка паруса, подкрепляемая для прочности 2-3 слоями ткани, а в некоторых случаях- стальным, синтетическим или растительным ликтросом. У прямых парусов различают Ш. верхнюю, нижнюю и боковые; у косых парусов кроме верхней и нижней есть передняя и задняя Ш.
ШКВАЛ, резкое кратковременное усиление ветра, сопровождающееся изменением его направления. В большинстве случаев наблюдается при грозе.
ШКЕРТ, штерт, тонкий и короткий конец.
ШКОТ, снасть бегучего такелажа, с помощью которой нижние - шкотовые углы парусов растягиваются по рею или гику либо оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута. Каждый Ш. получает дополнит, наименование по названию паруса: стаксель-Ш., грота-Ш, и т. п.
ШЛАГ, один оборот троса вокруг баллера шпиля, кнехта и т. п. Ш. называется также петля троса, убранного в бухту.
ШЛЮЗ, гидротехническое сооружение предназначенное для подъема или опускания судов с одного уровня воды на другой.
ШЛЮЗОВАНИЕ, проход судна через шлюз для входа в канал, порт, или к.-л. искусственное сооружение.
ШПАНГОУТ, криволинейная поперечная балка набора корпуса судна, подкрепляющая наружную обшивку и обеспечивающая поперечную прочность и устойчивость бортов и днища.
ШПИГАТ, отверстие в палубе для удаления за борт воды, попавшей на нее при заливании судна волнами, атм. осадках, тушении пожаров, уборке палубы и т. п.
ШПИЛЬ, палубный механизм лебедочного типа с вертикальным валом (баллером) устанавливаемый в носовой части судна, предназначен для выбирания якорной цепи, плавного потравливания цепи при постановке судна на якорь.
ШПОР, нижний конец любого вертикального рангоутного дерева (мачты, стеньги), а также внутренний (прочно закрепленный на судне) конец бушприта.
ШТАГ, снасть стоячего такелажа, расположенная в ДП судна и удерживающая мачту спереди, а бушприт -снизу. Различают ахтер-Ш., бизань-Ш., ватер-Ш., фор-Ш., Ш.-карнак и т. п.
ШТЕВНИ, общее название форштевня и ахтерштевня.
ШТИЛЬ, безветрие или очень слабый ветер (0 баллов по шкале Бофорта). Характеризуется полным отсутствием волн на море.
ШТОРМ, комплексное явление, представляющее сочетание штормового ветра скоростью свыше 20 м/с и вызванного им сильного волнения моря.
ШТУРВАЛ, орган управления движением судна по курсу, представляющий собой колесо с рукоятками, соединенное приводами различных конструкций с рулем. Вращение Ш. вызывает поворот пера руля (перекладку) на соответствующий угол, чем достигается поворот судна.
ШТУРТРОС, стальной канат (или цепь), служащий для передачи усилия от штурвала или рулевой машины на румпель и через него к перу руля.

источник http://www.stugna.kiev.ua/print.php?pir … =termins#6