С появлением у англичан линкоров нового класса «Dreadnought», которые считались превосходными от линкоров «старого парка», ознаменовало начало нового этапа в военно-морском строительстве. Особенно сообщение об этом было с большим интересом воспринято в России.Российский императорский флот переживал тогда тяжелые времена - Российско-японская война. Опыт, приобретенный в Цусимском сражении, тщательно изучался кораблестроителями, а знания направлялись на постройку нового типа кораблей. В 1906 году ученый отдел Главного морского штаба произвел опрос воинов-моряков, которые принимали участие в военно-морских сражениях. Собранные вместе опросные листы содержали в себе бесценный материал, который в процессе использовали для постройки новых на то время линкоров типа «Севастополь».Линкоры типа «Севастополь», задуманные после войны, пополнили Балтийский флот лишь в ходе первой мировой из-за политических затягиваний в государстве (введение нового законодательного органа «Государственная дума» в 1909 году). Это в значительной степени повлияло на устаревание относительно вступивших в строй в тот же период линкоров второго поколения ведущих морских держав «сверхдредноутов» с артиллерийским калибром 343 мм или 356 мм.Со стапеля крытого эллинга был спущен линкор «Севастополь» в ноябре 1914 года на Балтийском судостроительном заводе. Там же был построен однотипный «Петропавловск». На Адмиралтейском судостроительном заводе - линкоры «Полтава» и «Гангут» январь 1915 года.Немаловажное значение придавали к способности корабля сохранять остойчивость при любых повреждениях вне зависимости от остатка запаса плавучести. Также за основу при разработке проекта учитывались вооружение, бронированная защита, скорость и дальность плавания. К водоизмещению, мощностью машин, запасу топлива отнеслись как к обеспечению функционирования корабля, что особо не расширяло их возможности.Максимальная толщина броневого пояса составляла 225 мм, башенных батарей - 203 мм, ходовой рубки - 254 мм. Башни были расставлены таким образом, чтобы иметь возможность вести огонь на любой из бортов в секторе обстрела от 0 до 180 градусов. Время для заряжания между залпами было около 60 секунд. Главную энергетическую установку оснастили турбинами и высокопроизводительными котлами, при этом скорость хода осталась прежней. По мере готовности к ходовым испытаниям линкоры переводились в Кронштадт.
По условиям Брестского мира Балтийский флот должен был покинуть свои базы в Финляндии. 12 марта 1918 года порт Гельсингфорс покинула эскадра, в которую входил линкор «Севастополь». Проводку сопровождал ледоколы «Ермак» и «Волынец». Переход проходил в тяжелейших условиях: сплошные ледяные поля толщиной до 3 м.Линкор в боевых действиях не принимали участия, но сохранял боевую готовность. События, во время которых экипаж линкора «Севастополь» вел огонь против Красной Армии, стали страшным символом кровавого бунта. В 1921 году линкор «Севастополь» поспешно переименовали в «Парижская Коммуна».
Технические характеристики линкора «Севастополь»:
Длина - 181 м;
Ширина - 26 м;
Осадка - 8,5 м;
Водоизмещение - 26900 тонн;
Судовая силовая установка - десять паровых турбин системы «Парсонс», мощностью 52000 л. с.;
Скорость -24 узла;
Экипаж - 1140 человек;
Вооружение:
Орудия 305 мм - 12;
Орудия 120 мм - 16;
Орудия 75 мм - 2;
Торпедные аппараты - 4;