Бак (голл. bak) - надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок - мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т.д. Бак также обозначает посуду, употребляемую для приема пищи команды на корабле.
Бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.
Бакштов - трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.
Баллер - ось вращения руля, скреплённая с пером руля.
Балясина - точеный реек, служащий ступеныкой у штормтрапа.
Банка - 1) участок дна, глубина над которым заметно меньше окружающих глубин. 2) доска, служащая для сиденья на шлюпке.
Банник - деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, наезженная на древко. Служит для очистки канала орудия от порохового нагара.
Барабан шпиля - вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.
Барбарский корабль - однопалубный корабль, прототипом которого были так называемые берберийские суда XVI-XVII вв., плававшие у берегов Алжира и Туниса. Имел 2 мачты с прямыми и 1 - с косыми парусами. Длина 32-36 м, ширина 7-10 м; вооружение 34-44 орудия.
Барк - трех- пятимачтовое парусное судно для перевозки грузов с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой, несущей косое парусное вооружение.
Баркалон - парусно-гребное судно длиной ок. 35 м, шириной до 9 м, осадкой до 2,5 м; вооружение 26-44 орудия.
Бархоут - усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии.
Бейфут - кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами.
Бензель - перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.
Беседка - деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сидением при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.
Бизань - косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань-шкотом. Слово "бизань" прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет называться "бегин-рей", а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово "крюйс".
Бизань - мачта - третья мачта, считая с носа.
Бикгед - переборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходит до форштевня.
Бимсы - поперечные связи судна, служащие для поддержания палуб; соединяют противоположные бортовые ветви шпангоутов и придают судну поперечную прочность.
Бирема - гребной военный корабль с двумя рядами весел.
Битенг - деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.
Блинд - парус, который ставили под бушпритом. Привязывался к блинда-рею.
Блинда-гафель, или Усы - отводы, горизонтально укреплённые у нока бушприта для разноса стоячего такелажа (утлегарь и бом-утлегарь бакштагов).
Блинда-фал - снасть, с помощью которой поднимался парус блинд. Блинда-фал основывался на два одношкивовых блока: один на середине блинда-рея, а другой у топа бушприта.
Блоки - простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.
Блок со свитнем - блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.
Блокшив - корпус разоруженного судна, приспособленный для жилья, хранения запасов и т.д.
Бомбардирский корабль - парусный двухмачтовый корабль, вооруженный 12 - 14 пушками крупного калибра или 2 - 4 мортирами. Использовался для бомбардировки крепостей и портов. Обладал усиленной конструкцией корпуса.
Боканцы - старинное название шлюпбалок.
Бом - слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу, принадлежащим к бом-брам-стеньге.
Борт - бок, боковая стенка судна.
Бот - всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооруженное 6 - 8 пушками малого калибра служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывают палубные для морских плаваний, беспалубные для прибрежного.
Ботик - небольшой бот.
Боцман (голл.- bootsmann) - старший из палубной команды судна.
Боцманмат - старший унтер - офицер во флоте.
Брам - слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.
Брам-бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков стеньги.
Брам-гинцы - маленькие тали, ввязываемые в брам-фал.
Брамсель - прямой парус, подымаемый на брам-стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте - фор-бом-брамсель, на грот-мачте - грот-бом-брамсель и на бизань-мачте - крюйс-бом-брамсель.
Брам-стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.
Брам-фал - снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, им же поднимают реи над бом-салинг при постановке брамселей.
Брандер - небольшое парусное судно (по большей части выслуживший срок военный или торговый корабль), которое нагружалось различными горючими веществами и предназначалось для уничтожения неприятельского флота путем поджога его кораблей при сцеплении с ними вплотную.
Брандвахта (нем. brand - огонь, wacht - караул) - корабль, несущий сторожевую службу у входа в гавань или порт. Ночью на брандвахте выставляется синий дежурный огонь. Брандскугель (от нем. Brand - пожар, Kugel - ядро) - зажигательный снаряд корабельной гладкоствольной артиллерии. Состоял из пустотелого чугунного ядра с отверстиями, начиненного зажигательным составом. Применялся с середины XVIII до второй половины XIX века.
Брас - снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).
Брашпиль - машина для подъема якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.
Брейд-вымпел - широкий короткий вымпел, поднимаемый на грот-мачте командирами соединений, дивизионов и командирами отрядов кораблей.
Бриг -Двухмачтовый парусный корабль XVIII - XIX вв. с прямым парусным вооружением для дозорной, посыльной и крейсерских служб. Водоизмещение 200 - 400 т, вооружение 10 - 24 пушки. Экипаж до 120 человек.
Бригадир - военный чин, средний между полковником и генералом. В России был введен Петром I.
Бригантина (ит.- brigantino) -двухмачтовое парусное судно XVIII - XIX вв. с прямыми парусами на передней (фок) и с косыми на задней (грот) мачте. Вооружение 6 - 8 пушек. В русском флоте XVIII в.- парусно - гребное судно для перевозки грузов и войск. Вооружение 2 - 3 пушки.
Броненосец - корабль второй половины XIX - начала XX века с мощным артиллерийским вооружением и сильной броневой защитой. Броненосцы береговой обороны (водоизмещение до 8000 т) предназначались для боевых действий в прибрежных районах. Эскадренный броненосец (водоизмещение 10000-17000 т)предназначался для морского боя в составе эскадры как главная ударная сила Флота.
Бросательный конец - линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы.
Бугель - плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.
Бугель с обухами - стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).
Буйреп - трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.
Буксир - 1) Трос, при помощи которого буксируют суда, 2) Буксирное судно, предназначенное для буксировки других судов.
Булинь - снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого пapyca.
Бушприт - рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. K бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов - кливеров.
Бык-гордень - снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.
Б
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться12007-01-30 18:01:28
Поделиться32007-06-28 01:35:25
Mорской словарик
Абордаж - старинный способ морского боя, когда суда для рукопашной схватки сцепляли борт к борту.
Банка - поперечная доска для сидения.
Гак - металлический крюк, употребляемый на судах.
Гюйс - военно-морской флаг. Поднимается ежедневно на носу кораблей во время якорной стоянки вместе с кормовым флагом.
Драить - чистить до блеска палубу, медные части на корабле, пуговицы и пр.
Камбуз - кухня на корабле.
Кнехт - металлическая тумба, служащая для закрепления тросов - канатов.
Кок - корабельный повар.
Крюйт-камера - помещение на корабле для хранения взрывчатых веществ.
Леер - туго натянутая веревка, служащая для облегчения хотьбы во время качки.
Переборка - перегородка, разделяющая помещения внутри корабля.
Рубка - закрытое помещение на верхней палубе.
Салага - мелкая рыба, шутливое прозвище для новичков на флоте.
Семафор - один из способов сигнализации, передача сообщения с помощью сигнальных флажков.
Склянка - на флоте получасовой промежуток времени; количество склянок(то есть количество ударов в колокол) показывает время.
Стенка- набережная.
Трап - лестница на судне.
Трос - общее название всякой веревки, применяющейся на кораблях.
Фарватер - проход между отмелями и подводными камнями, имеющий глубину, необходимую для безопасного плавания судов и обставленный предостерегающими знаками.
Штурвал - механическое устройство, с помощью которого перекладывают руль корабля. В систему штурвала входит, в частности, штурвальное колесо с ручками, у которого стоит вахту рулевой.
Поделиться42007-06-28 19:05:44
Mорской словарик
вообще-то в этой темке только слова на букву б.....
Поделиться52007-06-28 23:11:43
вообще-то в этой темке только слова на букву б.....
Знаю,но я совместила все
Поделиться62007-07-06 17:21:49
но я совместила все
ага, только тот словарик даже кратким назвать нельзя..
Поделиться72013-08-12 18:34:56
Байда (браконьерская морская лодка Каспия) — быстроходная лодка морского исполнения. Осадка малая, средняя длина около 10 метров. Конструкция и форма лодки такова, что позволяет преодолевать морскую волну. Как правило обладает комбинацией из трёх/четырёх подвесных лодочных моторов с максимально возможной мощностью, в итоге даёт свыше 1000 л.с.
Байдарка (каяк) - узкая лёгкая лодка без уключин, для водного спорта и туризма. Гребля осуществляется двухлопастным веслом, управление — рулём, который поворачивается ногами. Каркасы спортивных и туристских Б. изготовляют цельными или разборными, из древесины, металла или пластмассы и обтягивают водонепроницаемым материалом.
Баркас - (голл. barkas), 1) самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в порту. 2) В военно-морском флоте гребная шлюпка, имеющая от 14 до 22 вёсел; используется для перевозки команды, тяжёлых грузов и т.п.
Ба́рка - (итал. barca) несамоходное деревянное плоскодонное судно с отвесными бортами и тупыми оконечностями, применявшееся для перевозки грузов по внутренним водным путям. Б. имели небольшую прочность и строились обычно на одну навигацию.
Батискаф (от греч. bathýs — глубокий и skáphos — судно) - глубоководный автономный (самоходный) аппарат для океанографических и др. исследований. Б. состоит из лёгкого корпуса — поплавка, заполненного более лёгким, чем вода, наполнителем (бензином), и стального шара — гондолы. В поплавке находятся цистерны с балластом и аккумуляторные батареи. В гондоле размещаются экипаж.
Батисфера (от греч. bathýs — глубокий и spháira — шар) - прочная (обычно стальная) камера в форме шара с аппаратурой для наблюдения под водой; опускается на тросе с надводного судна. Б. внутри оборудована системой регенерации воздуха, измерительной аппаратурой, телефоном; имеет несколько смотровых иллюминаторов.
Бризы (франц. brise) - ветры, дующие на побережьях морей и больших озёр с суточной периодичностью, т. е. со сменой направления дважды в сутки. Б. связаны с суточным ходом температуры поверхности суши и воздуха над ней. Дневной, или морской, Б. дует с моря на нагретое побережье; ночной, или береговой, — с охлажденного побережья на море.