В ролях [»]: Кейт Уинслет (...Роуз), Леонардо ДиКаприо (...Джейк Доусон), Билли Зэйн (...Каледон (Кол) Хокли), Бернард Хилл (...капитан Эдвард Смит), Кэти Бейтс (...Молли Браун), Иоанн Груффуд (...пятый помощник Харольд Годфри Лоу), Виктор Гарбер (...Томас Эндрюс, инженер), Сьюзи Эмис (...внучка Роуз), Льюис Эбернэти (...исследователь), Марк Линдсэй Чэпмэн, Билл Пэкстон (...Брок Ловетт), Дэвид Уорнер (...Спайсер Лавджой), Глория Стюарт (...Роуз Доусон в старости), Френсис Фишер (...Рут, мать Роуз), Дэнни Нуччи (...Фабриццио де Росси), Джонатан Хайд (...Брюс Исмей, владелец "Титанника"), Розалинд Эйрес (...Леди Люсиль Даф-Гордон), Эми Гайпа, Джинетт Голдстайн (...ирландская мама), Бернард Фокс (...Арчибальд Грэйси), Эрик Брэден (...Джон-Якоб Эстор IV), Ричард Грэм (...матрос Джордж Роу), Джонатан Филлипс (...второй помощник Чарльз Герберт Латойер), Джейсон Бэрри (...Томми Райан), Ивэн Стюарт (...первый помощник Уильям МакМастер Мэрдок).
В ролях [«]:
Кейт Уинслет ...Роуз
Леонардо ДиКаприо ...Джейк Доусон
Билли Зэйн ...Каледон (Кол) Хокли
Бернард Хилл ...капитан Эдвард Смит
Кэти Бейтс ...Молли Браун
Иоанн Груффуд ...пятый помощник Харольд Годфри Лоу
Виктор Гарбер ...Томас Эндрюс, инженер
Сьюзи Эмис ...внучка Роуз
Льюис Эбернэти ...исследователь
Марк Линдсэй Чэпмэн
Билл Пэкстон ...Брок Ловетт
Дэвид Уорнер ...Спайсер Лавджой
Глория Стюарт ...Роуз Доусон в старости
Френсис Фишер ...Рут, мать Роуз
Дэнни Нуччи ...Фабриццио де Росси
Джонатан Хайд ...Брюс Исмей, владелец "Титанника"
Розалинд Эйрес ...Леди Люсиль Даф-Гордон
Эми Гайпа
Джинетт Голдстайн ...ирландская мама
Бернард Фокс ...Арчибальд Грэйси
Эрик Брэден ...Джон-Якоб Эстор IV
Ричард Грэм ...матрос Джордж Роу
Джонатан Филлипс ...второй помощник Чарльз Герберт Латойер
Джейсон Бэрри ...Томми Райан
Ивэн Стюарт ...первый помощник Уильям МакМастер Мэрдок
Режиссер: Джеймс Камерон.
Сценарий: Джон Сейлc.
Награды и примечания:
11 премий "Оскар", в том числе за лучшую картину.
Касс. сборы : $ 600.7 млн.
Краткое содержание:
Это история любви, которая потрясла весь мир и по праву может называться самым знаменитым фильмом мирового кинематографа. Звезды Голливуда Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет блистают на экране в ролях молодых влюбленных Джека и Розы, которые находят друг друга в первом и последнем плавании "непотопляемого" "Титаника". Они не могли знать, что шикарный лайнер столкнется с айсбергом в холодных водах Северной Атлантики, и их страстная любовь превратится в схватку со смертью.
Историческая мелодрама, фильм-катастрофа.
Сумма цифр, составляющих год, когда затонул "Титаник", равняется 13. Однако и в горделивом названии океанского лайнера содержится невольная отсылка к катастрофам, поскольку по греческой мифологии титаны - это "боги первого поколения, рожденные землей Геей и небом Ураном" или "архаические боги, олицетворяющие стихии природы со всеми ее катастрофами. Титаны не ведают разумности, упорядоченности и меры, их орудие - грубая сила... Побежденные титаны были низринуты в тартар, где их стражами стали сторукие... Первобытная дикость титанов уступает место героизму и мудрой гармонии космоса олимпийского периода греческой мифологии..." (из статьи А.Ф.Лосева в "Мифологическом словаре").
В этом смысле диалектическая сущность краха "Титаника" не только свидетельствует о наступлении катастрофического ХХ века (именно после этого пока еще не всемирного потопа начались более эсхатологические общественные катаклизмы, вроде бы знаменующие грядущий Армагеддон, то есть "битву на исходе времен" - две мировые войны, несколько губительных революций, появление атомной бомбы, авария в Чернобыле и множество не столь масштабных потрясений для человечества). Как ни парадоксально, но гибель "Титаника" в какой-то степени предвосхищает счастливый исход для тех, кто спасется на Ноевом ковчеге.
С.С.Аверинцев в том же "Мифологическом словаре" отмечает: "Ной - популярный персонаж раннехристианского искусства, являющий вместе с тремя отроками, Даниилом среди львов и другими аналогичными фигурами идеальный пример бодрого доверия к Богу в самом средоточии непреодолимой катастрофы. Ковчег, принимающий в себя спасаемых среди гибнущего мира, - для христиан выразительный символ назначения церкви". Любопытно, что престарелый Ной, получивший предупреждение от Бога о том, что люди будут наказаны за свое развращение, "упустил случай молить Бога о спасении человечества от погибели; наученные примером Ноя, праведники в последующем молились о спасении грешников, как Авраам - о спасении жителей Содома, а Моисей - о помиловании своего народа. Впрочем, не выступив предстателем за грешных современников, Ной предупреждал их о предстоящем потопе (сюда восходит представление о пророческом достоинстве Ноя) и даже, по некоторым версиям, затягивал строительство ковчега, чтобы у них было время покаяться". И, между прочим, уже после случившейся катастрофы, согласно "завету" Бога с Ноем, гарантируется невозможность в будущем всемирного потопа (Быт., 9, 11). Кроме того, Ной - первый из "праотцов", который совершает жертвоприношение (приносит жертву всесожжения), после чего "как прародитель будущего человечества" и "как новый Адам" получает для начала то же благословение: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (Быт. 9,1, ср. с 1, 28).
Таким образом, в этом мифологическом свете гибель в начале ХХ века "Титаника" (его три пассажирских класса отвечают "тройственному по вертикали членению мироздания", как и три яруса Ноева ковчега) должен восприниматься не как однозначная трагедия, а в качестве полисмыслового символа грядущего преображения и возрождения (кстати, знамением сего после всемирного потопа объявляется радуга - Быт. 9, 12-17). Очистительное искупление после этого вынужденного жертвоприношения явится для желающих спастись впредь примиряющим с Богом знанием того, что возможно спасение посреди гибнущего мира. Точно так же и Апокалипсис, зачастую рисуемый как "конец мира", означает спасение для праведников, остающихся после Страшного Суда по правую руку от Судии (между прочим, "Титаник" ударился об айсберг правым бортом, но с точки зрения надстоящего, то есть сверху с небес, правая сторона окажется слева).
Наконец, если вернуться к образам титанов, надо непременно вспомнить, что, вступив в брак между собой, они породили новое поколение богов, среди которых (от союза титаниды Мнемосины и Зевса, сына титана Кроноса) были также и девять муз. А кино - это, по сути, искусство ХХ века, названное "десятой музой", выглядит запоздалым незаконнорожденным ребенком греческих титанов, внуком Кроноса, которого "народная этимология сблизила... с наименованием времени - Хроносом" (А.Ф.Лосев). Кинематограф, запечатлевающий и сохраняющий время, действительно представляется современным Хроносом. А вновь и вновь появляющиеся фильмы о "Титанике" - как постоянное напоминание о цене спасения всего человечества. Может быть, кино - это новый Ноев ковчег?!
-Беспрецедентный успех фильма "Титаник" Джеймса Кэмерона, который в американском прокате вышел на первое место по коммерческим показателям, казалось бы, свидетельствует о том, что аналогов у подобной феноменальной популярности нет, а причины зрительского ажиотажа необъяснимы. Но если принять во внимание отнюдь не данные фактических кассовых сборов, а учесть и то, что коммерческие результаты старых лент следует непременно пересчитывать с оглядкой на инфляцию курса доллара и изменение цен на билеты в кинотеатры в течение прошедших десятилетий, ситуация предстанет несколько в ином свете.
На первом месте со значительным отрывом по-прежнему находится фильм "Унесенные ветром" (ему уже 60 лет!), а среди остальных десяти картин-лидеров, помимо "Титаника", присутствуют "Звуки музыки" и "Доктор Живаго", а также "Десять заповедей" и "Бен Гур". То есть почти половина самых кассовых американских лент - это, по сути, мелодрамы, действие которых развертывается на историческом фоне, или же эпические кинопроизведения, в которых выдуманное тесно переплетено с тем, что реально могло быть. И еще один фильм в этом суперсписке - "Челюсти" (кстати, вот вторая "водная картина", опровергающая печальную статистику провалов других лент, тематически связанных с водой) - странным образом сочетает пугающую фантазию и подлинные случаи нападения акул на людей, происшедшие на Атлантическом побережье США, на территории Новой Англии, в местечке Мартас Винъярд.
Только четыре оставшихся фильма-рекордсмена можно смело назвать абсолютными фантазиями, выдуманными сказками для детей и взрослых - "Звездные войны", "Е.Т., Инопланетянин", "Книга джунглей" и "Белоснежка и семь гномов".
Причем небезынтересно и то, что "Титаник" смог обойти "Доктора Живаго" - а именно его Джеймс Кэмерон называл в качестве образца для подражания и вообще отдавал должное эпически-романтическому стилю англичанина Дэвида Лина, который является непререкаемым авторитетом также и для других современных американских режиссеров - от Мартина Скорсезе до Стивена Спилберга. В конечном же результате (с учетом изменения курса доллара) "Титаник" оказался на третьем месте за всю историю кинематографа США, в том числе оставив за собой в последнем рывке на финише библейскую киносагу сорокалетней давности - "Десять заповедей" Сесила Блаунта Де Милля.
Все это вовсе не принижает значение успеха новой картины Кэмерона, а напротив, ставит ее в точный исторический и кинематографический контекст. Собственно говоря, все вышеперечисленные ленты - от анимационных работ студии Уолта Диснея до компьютерных феерий современных киновундеркиндов - так или иначе обладают чертами Большого Голливудского Стиля и рассчитаны не на определенную аудиторию любителей конкретных жанров и стилей, а в идеале - на разнородную публику, от мала до велика. Это может быть так называемый "семейный просмотр" в случае похода родителей вместе с детьми в кинотеатр на увлекательные кинофантазии. Или же состав зрителей в зале оказывается непроизвольно смешанным по возрастным и социально-интеллектуальным характеристикам благодаря тому, что в самых популярных фильмах заложены приманки чуть ли не для всех категорий населения.
Жаль, что Американская киноакадемия почему-то не удосужилась даже выдвинуть в число номинантов "Оскара" Джеймса Кэмерона как сценариста и Леонардо Ди Каприо, исполнителя главной мужской роли, поскольку в суперудаче "Титаника" немаловажное значение принадлежит именно им. Вспомним, что в 1953 году премия за оригинальный сценарий досталась как раз очередной (и далеко не лучшей) версии о трагедии гигантского корабля. А заслуга Кэмерона, придумавшего новый поворот всем давно известной истории, заключается в том, что он нашел беспроигрышный и не подлежащий никакому сомнению, тем более опровержению, сюжетный ход, явно сочиненный на основе подлинных фактов.
Конечно же, не было никакого юного художника Джека Досона, который "в списках не значился", попав на "Титаник" случайно и в самый последний момент. А встреченная им на корабле возлюбленная из рода разорившихся английских аристократов, уцелев после катастрофы, осталась вне поля зрения скандальных журналистов и прежде всего охотников за затопленными сокровищами, потому что приняла фамилию погибшего юноши. Они оба выпали из Истории, но, как ни парадоксально, легче всего назад вписываются в нее, будучи возрожденными в фантазии сценариста. Отдаленная и всеобщая трагедия индивидуализируется, тем самым приближаясь к зрителям, готовым к максимальному сопереживанию выдуманным (однако, согласитесь, вполне возможным) страстям в момент исторического катаклизма, невольно приобретающего библейско-апокалиптический смысл.
Что касается героя Ди Каприо и самого актера, то именно имидж (почти типаж - настолько он сразу же прочитывается по своему внешнему облику) романтического парии в высшем свете, как и немыслимый нарастающий ажиотаж в мире по поводу персоны исполнителя этой роли (это сравнимо разве что с первыми приступами "битломании" у девушек-подростков в середине 60-х годов), способствовали стремительной рекламной раскрутке самого дорогостоящего кинопроекта, которому многому предрекали повторение судьбы корабля "Титаник". -Этот персонаж да и Леонардо Ди Каприо, не рвущийся заискивать перед "голливудской аристократией" и демонстративно проигнорировавший нынешнюю оскаровскую церемонию, - действительно из породы благородных отщепенцев и чужаков. Он словно неприкаянный творец, подобно Юрию Живаго ("Доктор Живаго"), или некий Маугли ("Книга джунглей"), затерявшийся космический пришелец ("Е.Т., Инопланетянин"), наконец, сопоставимый по своему акту предсмертного спасения хотя бы одной души в новом Ноевом ковчеге с самим пророком Моисеем, который сорок лет водил народ по пустыне, прежде чем вывести его в землю обетованную и умереть, исполнив сей завет ("Десять заповедей").
И тем не менее у героя «Титаника» не может быть ничего общего с иудейским знатным отпрыском Бен Гуром из одноименного фильма, пострадавшим от римской тирании и однажды встретившим на собственном крестном пути самого Иисуса Христа, который подал ему, несчастному, воды; и даже не южанин-искатель приключений Ретт Батлер ("Унесенные ветром"). Потому что эти персонажи, преодолевающие все на своем пути, победительны и, конечно, заслуживают номинации или даже "Оскара" (как Чарлтон Хестон за роль Бен Гура) в отличие от уже упомянутых, а также от неожиданно неуверенного и закомплексованного шерифа в "Челюстях". Что ни говорите, Америка любит и награждает только выживающих героев, а среди них - только тех, кто выходит из исторических событий и житейских перипетий непоколебимым и уверенным в себе.
Вот и Джеймс Кэмерон был знаменательно отмечен за режиссерский и продюсерский подвиг по созданию супербюджетного фильма "Титаник", а также за почти Лаокооновы усилия в качестве одного из монтажеров в попытках справиться со многими километрами отснятой пленки, но показательно не оценен за им самим придуманный оригинальный сценарий. Признать авторство в этом - означало бы в данной ситуации поощрить дерзкое возвеличивание образа безвестного нищего художника и еще более возмутительный поступок престарелой героини в финале, выбрасывающей в морскую пучину огромный драгоценный камень, за которым все напрасно охотились почти целый век. Кто-то из сидящих рядом со мной в Доме кино на просмотре "Титаника" даже издал нечленораздельный возглас обиды.
На девятый месяц проката фильм «Титаник» превысил в США и Канаде кассовые сборы в размере 600 миллионов долларов. А в мире он получил уже 1,8 миллиарда долларов. Даже в России, где прежняя система кинопроката практически несколько лет является разваленной, «Титаник» только в залах со стереозвуком собрал рекордную сумму более 5 миллионов долларов. Рассказывают, что в некоторых провинциальных городах, где кинотеатры почти не функционировали, они заново открывались для показа американской мелодрамы-катастрофы. И зрители с охотой шли на просмотр, а кое-кто - даже по несколько раз. Кстати, и зарубежная практика подтверждает, что немало зрителей, прежде всего женщин (одна старушка в Австралии посетила демонстрацию «Титаника» свыше 100 раз!) и, в основном, девушек-подростков, неоднократно сострадали героям Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет, их романтической любви, окончившейся так трагически.
Такой повсеместный и оглушающий успех «Титаника», вдобавок награжденного 11-ю «Оскарами» (что является повторением рекорда «Бен-Гура» почти сорокалетней давности), никто не ожидал - теперь уж точно можно это сказать (думается, что упорный сценарист-режиссер-продюсер Джеймс Кэмерон в своих смелых прогнозах вряд ли загадывал большую, чем 300 миллионов долларов, сумму кассовых сборов). И несмотря на то, что отдельные иностранные и наши критики продолжают язвительно нападать на сочинение Кэмерона, считая, что он ничего не добавил ко всем известной истории крушения гигантского морского лайнера (спрашивается, почему тогда не имели такой шумный резонанс множество предшествующих киноверсий?), ныне надо уже спокойно разбираться и анализировать феномен «Титаника» не только с кинематографической, но и с социально-психологической точки зрения.
Конечно, немаловажное значение имеет так называемая харизма кинозвезд - сегодняшний мировой культ Леонардо Ди Каприо говорит сам за себя. Однако немало и других прежних и нынешних кумиров в кино, которые тем не менее не вызвали такого поголовного ажиотажа. Чрезвычайно значимо и то, что именно Джеймс Кэмерон умело вписал абсолютно выдуманный любовный роман в подлинную историческую ситуацию, связанную к тому же со впечатляющей катастрофой. А зрители всегда испытывали непреодолимую склонность как раз к романтическим историям на фоне катаклизмов, будь то общественные или природные, развязанные самими людьми или стихийно возникшие. И соответствующий грандиозности потрясений необходимый Большой Голливудский Стиль, масштабная и многолюдная постановка, снабженная самыми современными спецэффектами, - чем не лакомый кусочек для миллионов любителей кино во всем мире?!
Все так - с этим нельзя не согласиться. Но суперрекордсмены кинопроката обладают еще неким непредсказуемым, таящимся глубоко внутри них мощным зрительским потенциалом, который впору сравнивать со скрытой энергией глобального разрушительного свойства, что присуща атомной бомбе. Тогда в действие вступают подспудные механизмы воздействия - а интернациональность и тотальность успеха «Титаника» (в отличие, например, от «Форреста Гампа», справедливо имевшего в большей степени лишь всеамериканскую популярность) демонстрирует, что эта лента затрагивает, задевает за живое широкие массы людей, живущих на излете века и тысячелетия.
Вот это, пожалуй, может быть определенной подсказкой для понимания феномена «Титаника». Увлеченность современного кинематографа, в первую очередь американского, фантастикой в целом, а, в частности, идеей близкого и вполне возможного конца света, тем более в ситуации слома столетий и тысячелетий, заставляет выбрасывать на поверхность немало якобы пророческих и эсхатологических по сути картин, подчас впечатляюще рисующих грядущие вселенские катастрофы. Но, чего греха таить, эти фильмы все-таки большей частью спекулятивны, придуманы от начала и до конца, а кроме того, преимущественно рассчитаны на мужскую аудиторию - от детей и подростков до отцов семейств и даже престарелых дедов.
А в последнее время социологи в Америке (видимо, это процесс постепенно захватывает и другие страны) заметили, что все чаще в кинотеатры теперь ходят девушки-подростки, и вообще зрительницы женского пола начинают исподволь доминировать в составе кинопублики. И для них более переживательная, вызывающая настоящие и искренние слезы сочувствия, такая романтически-историческая картина, как «Титаник», разумеется, предпочтительнее, чем все «Терминаторы» и «Армагеддоны» вместе взятые. К тому же, повторимся, вымышленная любовь в «Титанике» (а подобный роман на корабле вполне мог случиться!) развивается во время действительно имевших место катастрофических событий в апреле 1912 года. И «предупреждениям из прошлого» всегда хочется верить сильнее, чем «воспоминаниям о будущем».
Тем более, что историческая память настойчиво подсказывает, что почти через год с небольшим после крушения непотопляемого «Титаника» разразилась первая мировая война. И это стало как бы истинным началом бурного и жестокого ХХ века. Так что особо впечатлительные зрители могут ожидать где-то 8 апреля 2000 года (то есть через два года и три с половиной месяца после выхода фильма «Титаник») какой-нибудь глобальный катаклизм - реальный, а отнюдь не сочиненный лихими фантастами из Голливуда.