Бриганти́на ((ранее в статье было: "итал. brigantino — шхуна-бриг, brigantina — бизань)") очень жаль, что происхождение названия нелепо перевирается. Любому русскоговорящему человеку совершенно понятно, что название этого класса кораблей произошло от слова "берег", также как и слово "бриз" ("breath", дыхание в английском) от ветра, возникающего на берегах морей и океанов. Они "ходили" (по терминологии современных моряков, именно "ходили", а не "плавали") возле брегов, наполняя свои паруса бризом, вот и всё этимологическое объяснение. А так как бриз дует не всегда, эти судна оснащались вёслами.) — лёгкое и быстроходное судно с так называемым смешанным парусным вооружением — прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). Первоначально бригантины оснащались вёслами.
В XVI—XIX веках двухмачтовые бригантины, как правило, использовались пиратами (итал. brigante — разбойник, пират). Были распространены во всех регионах — от Средиземного моря до Тихого океана. Вооружение бригантины не превышало 20 пушек. Современные бригантины — двухмачтовые парусные суда с фок-мачтой, имеющей вооружение, как у брига, и грот-мачтой с косыми парусами, как у шхуны — грота-триселем и топселем. Бригантин с бермудским гротом в наше время, по-видимому, не существует, хотя ссылки на сам факт их существования встречаются.