Бирема - древнегреческое парусно-гребное судно с двумя рядами весел.
В период XII-VIII вв. до н.э. у греков самым распространенным типом судов были монеры (иначе униремы) - суда с одним ярусом гребцов - триаконтор и пентеконтор (соответственно, "тридцативесельник" и "пятидесятивесельник"). С момента появления на пентеконторе тарана возникла необходимость в увеличении скорости, маневренности кораблей для повышения мощи таранного удара и возможности защиты от неприятельских таранов. При этом возникла дилемма, когда увеличение количества гребцов на одноярусном судне приводило к удлиннению корпуса, необходимости его усиления и, как следствие, утяжелению конструкции и далее - потере возможного преимущества в скорости.
Путем решения возникшей проблемы и явилась бирема - первое многоярусное судно. При этом удалось без увеличения длины корпуса увеличить в два раза количество гребцов. Дополнительно увеличилась защищенность судна, так как неприятельским судам приходилось таранить в два раза большее количество весел, чтобы пробить корпус биремы. Бирема имела на носу решетчатый фальшборт, а весла гребцов верхнего ряда опирались на вынесенные за борт стойки. Весла гребцов нижнего ряда вставлялись в отверстия в борту, от проникновения воды отверстия защищались кожаными манжетами.
Бирема была первым судном разработанным и предназначенным специально для ведения морского боя. Основным оружием бирем являлся таран, основным тактическим приемом – таранный удар. Поскольку корабельные корпуса в то время не имели водонепроницаемых переборок, даже небольшой пробоины хватало, чтобы корабль быстро наполнился водой и затонул. Впервые гребцы на судне были не воинами, а профессиональными моряками. Это было связано с необходимостью четкой синхронизации движений обеих ярусов весел. Кроме этого, во время абордажного боя на борту своего корабля, гребцы верхнего ряда могли принять участие в схватке, в то время как гребцы нижнего имели возможность продолжать маневрирование.
Благодаря своим очевидным преимуществам, бирема быстро становится очень распространенным типом корабля Средиземноморья и только через два века ее превзойдет триера (трехярусное боевое судно) – самый массовый, самый известный корабль Древней Греции и Рима..
Вот несколько рисунков этих кораблей: