Бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.
Бакштов – трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.
Балясина – точеный реек, служащий ступенькой у штормтрапа. Банка – доска, служащая поперечным креплением набора шлюпки и сиденьем для гребцов.
Барабан шпиля – вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или – швартовного троса.
Бензель – перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.
Беседка – деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сидением при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.
Битенг – деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.
Блок со свитнем – блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.
Блоки – простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.
Брам-бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков стеньги.
Брам-гинцы – маленькие тали, ввязываемые в брам-фал. Брамсель – прямой парус, подымаемый на брам-стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте – фор-бом-брамсель, на грот-мачте – грот-бом-брамсель и на бизань-мачте – крюйс-бом-брамсель.
Брам-стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги. Брам-фал – снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, им же поднимают реи под бом-салинг при постановке брамселей.
Брас – снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).
Брашпиль – машина для подъема якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.
Бросательный конец – линь, имеющий на одном конце парусиновый, на битый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причалана судно) швартовные тросы.
Гордень – снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.
Грот – 1. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-рею. 3. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.
Грот-мачта – вторая от носа мачта корабля.I
Дирик-фал – снасть бегучего такелажа, служащая для подъема до места искового конца гафеля.
Драёк – инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заостренными концами. Употребляется какрычаг при выдрайке концов.
Драйреп – снасть для подъема марса-рея
Дректов – якорный канат шлюпочного якоря (дрека).
Каболка – самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.
Калышка – петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.
Клевант – 1. Конусообразный кусок твердогодерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался. 2. Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы, с круглой выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на которых ониподнимаются.
Клетень – слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Клетневание – особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем – на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый ее шлаг перекрывал следующий. Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив ее концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Кливер – косой треугольный парус, ставящийся впередифок-мачты.
Кнехты – парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием-плитой. Кнехты устанавливаютсяна палубе и носовой, кормовой частии бортов судна и служат для крепления тросов при швартовке.
Кноп – узел в виде утолщения на конце для удержания или закрепления коренного конца.
Колышка – род узла дляукорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.
Конец коренной – условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.
Конец ходовойусловное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.
Коуш – металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.
Кофель-нагель – деревянный или металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый и гнездо кофель-планки для завертывания на него снастей бегучего такелажа.
Кофель-планка – деревянный или металлический брус с отверстиями для чофель-нагелей. прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта,
Кренгельс – кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж.
Марса-драйреп – снасть бегучего такелажа марса-реев. На марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплен.
Марса-рей – рей, к которому привязывается марсель: второй снизу рей на мачте.
Марсель – второй снизу на мачте парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем.
Мачта – вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д.
Мусинг – кноп, сделанный не на конце спасти, а в середине.
Нок – конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафеля, рея и т. д.).'
Обух – болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части.
Огон – кольцо из троса, сделанное на конце или в середине его. Этим кольцом обычно спасть надевается на рангоутное дерево.
Оплетка – конец снасти, заплетенной особым способом для предотвращения его от развнвки. Обычно оплетками заделываются концы всего бегучего такелажа. Кроме того, оплетками покрывают сплесни на такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр.
Отдать конец – отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут,или выпустить его, если он держится в руках: отвязать и отпустить конец с берега или с другого судна.
Оттяжка – трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении,
Пал – чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы.
Пеньковый трос – растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли.
Перлинь – трос кабельной работы, окружностью от 4 до 6 дюймов (102-152 миллиметра).
Перты – закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.
Прихватить – слегка закрепить: наскоро привязать. Прихватить что-либо каболкой – это значит подвязать временно.
Прядь – вторая по толщине составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок. Раздернуть снасть – полностью отпустить, ослабить снасть.
Рангоут – деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несенияпарусов, выполнения грузовых работ, подъема сигналов и т.д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы, утлегарь, лисель-спирты и пр.), которые иначе называются рангоутными деревьями.
Растительный трос – трос изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы, кокоса и др.).
Реи – рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.
Риф-леер – снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса риф-сезнями при взятии рифов.
Риф-сезень – конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф.
Риф-штерты – короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах.
Рундук – ялик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.
Рым – металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.
Салинг – деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения стеньги с ее продолжением в высоту – брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам– и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев – лонга-салингов, двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев – краспиц и короткого бруса, параллельного краспицам, – чака.
Свайка – железный конический гвоздь (иногда изогнутый) с плоской головкой. Служит для пробивания прядей троса и других такелажных работ.
Свистов – тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест, в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того, чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.
Сей-тали – тали, основанные между двухшкивными и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.
Скоба якоря – скоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря; служит для крепления к якорю цепного каната.
Слабина троса – провисание, излишек не туго натянутой
Фок-марса-рей – горизонтальное дерево рангоута, несущее парус марс. Фока-рей – нижний рей на фок-мачте.
Фалы – снасти. служащие для подъема некоторых рангоутных деревьев (реев, гафелей), парусов (кливеров, стакселей), флагов. В зависимости от назначения получают дополнительные наименования, например марса-фал, кливер-фал сигнальный фал и пр.
Фордун – снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант.
Швартов – растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).
Швартовка – подход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причалу, пирсу, стенке или набережной, или к другому судну.
Швартовное устройство – шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого судна.
Шканцы – часть
Взято отсюда: http://www.moryak.biz