Морской форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Морской форум » Морские узлы » Основные определения и термины.


Основные определения и термины.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Морские узлы

Основные определения и термины

В морской практике ежедневно приходится иметь дело с различными узлами. Наука эта одна из самых древних, потому что, сколько существует человек, столько существует необходимость вязать узлы самого различного назначения. Сегодня мы применяем эти знания, даже не задумываясь о тех, кто положил начало этому умению, как и о том, что возраст морских узлов исчисляется не веками, а тысячелетиями.
А кому раньше всех и больше всех довелось вязать концы? Морякам — это бесспорно. Вот они и стали изобретателями самых хитроумных и надежных узлов.

Появившийся более пяти тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без концов (канатов, тросов), которыми крепились мачты, реи и паруса. А если вспомнить такелаж большого парусного корабля начала века, например четырех- или пятимачтового барка, то это десятки тысяч метров всевозможных снастей, сотни блоков, талей и пр. В основе оснастки судна с любым парусным вооружением всегда лежали узлы, а механика управления парусными кораблями строилась на тросах и блоках.

От каждого члена экипажа парусника требовалось безукоризненное знание такелажного дела, т.е. умения сращивать концы, делать сплесни, заделывать огоны, кнопы, мусинги, накладывать бензели, марки, плести маты и мягкие кранцы, шить и ремонтировать паруса. Каждый матрос должен был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это приходилось зачастую во время шторма, в ночное время — в непроглядную темень, на многометровой высоте над палубой парусника. Поэтому искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства, оно и понятно, ведь от этого порой зависела безопасность корабля под парусами, а порой и жизнь самих моряков.

В эпоху парусного флота в морской практике насчитывалось почти 500 видов различных узлов, не считая кнопов, мусингов, различных оплеток и прочих такелажных работ.
В наиболее полном из современных пособий по такелажному делу — атласе В. В. Григорьева и В. М. Грязнова "Судовые такелажные работы" (М.: Транспорт, 1975) — число узлов не превышает 50. Это объяснимо: в наше время технический прогресс на флоте свёл к минимуму потребность в узлах и всевозможных поделках на тросе. Матрос современного военного корабля или торгового судна в своей работе обходится десятком, не более, узлов и даже боцманы — эти хранители морской культуры и основ морской практики — не отличаются сегодня познаниями в этой области.
Почему же моряки предали забвению наследие минувших столетий?

Почему оказались забытыми узлы, которые еще могут неплохо послужить им, как, впрочем, и рыбакам, и горноспасателям, и альпинистам, и строителям, и пожарным, и яхтсменам, и туристам?

Ответ очень прост — некому учить, да нет и литературы, элементарных пособий по этому вопросу.
А ведь среди пожелтевших страниц старинных морских книг живут забытые нами морские узлы. Их диковинные названия порою ставят в тупик нашего морского современника. В этих узлах хранится мудрость многих предыдущих поколений моряков, их причудливые узоры воплощают в себе сочетание здравого смысла, простоты и надежности.

Как возникли в нашем языке названия морских узлов?
Исторически сложилось так, что многие из них пришли к нам из английского и французского языков ещё в середине XVII в. Во времена парусного флота моряки пользовались примерно сотней различных узлов, которые имели конкретные наименования. Названия морских узлов, применяемых в различных странах, по преимуществу — английские, причем многие узлы имеют одновременно два — три, а некоторые пять — семь названий, что вносит определенную путаницу.
Чтобы легче было ориентироваться в сложных переплетениях узлов с их концами, открытыми и закрытыми петлями, обносами, шлагами и штыками прежде всего следует разобраться в толковании основных понятий и терминов, применяемых сегодня на флоте.

КОРЕННОЙ КОНЕЦ – конец троса (снасти), закрепленный неподвижно; либо остающийся неподвижным при вязке узла, противоположен ходовому концу.

ХОДОВОЙ КОНЕЦ - незакреплённый, свободный конец троса, который движется (ходит) при вязке узла; с его помощью выбирают снасть.

ПЕТЛЯ (открытая) — ходовой (или коренной) конец троса, изогнутый вдвое таким образом, что он не перекрещивается с самим собой.

КОЛЫШКА (закрытая петля) — петля, выполненная ходовым или коренным концом троса так, что трос перекрещивается сам с собой; род узла для укорачивания троса.

ПОЛУУЗЕЛ — одинарный перехлёст двух различных концов (коренного и ходового) одного и того же троса, или двух концов различных тросов.

ОБНОС — обхват тросом какого-либо предмета (рангоутного дерева, пала, кнехта, баллера шпиля и пр.), выполненный таким образом, что оба конца его не перекрещиваются.

ШЛАГ — полный (360°) оборот троса вокруг какого-либо предмета (рангоутного дерева, другого троса, рыма, скобы, гака, барабана лебедки, баллера шпиля и пр.), выполненный так, что после этого ходовой конец направлен в противоположную сторону. Шлагом также называется петля троса, убранного в бухту или намотанного на вьюшку.

ПОЛУШТЫК — обнос тросом какого-либо предмета с последующим перекрещиванием тросом своего коренного конца прямым узлом, без пропускания в образовавшуюся закрытую петлю.

Взято отсюда: http://www.randewy.ru/prakt/uzel.html

0

2

:flag:
   Бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков ранго­утные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.
   Бакштов – трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для за­крепления шлюпок, катеров и других мелких судов.
   Балясина – точеный реек, служащий ступенькой у штормтрапа. Банка – доска, служащая поперечным креплением набора шлюпки и си­деньем для гребцов.
   Барабан шпиля – вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или – швартовного троса.
   Бензель – перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она де­лается толстым тросом, то называется найтовом.
   Беседка – деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сиде­нием при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.
   Битенг – деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.
   Блок со свитнем – блок, у которого строп оканчивается свитнем. По­следний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.
   Блоки – простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а так­же для изменения направления хода тросов при их тяге.
   Брам-бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков стеньги.
   Брам-гинцы – маленькие тали, ввязываемые в брам-фал. Брамсель – прямой парус, подымаемый на брам-стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте – фор-бом-брамсель, на грот-мачте – грот-бом-брамсель и на бизань-мачте – крюйс-бом-брамсель.
   Брам-стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги. Брам-фал – снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, им же поднимают реи под бом-салинг при постановке брамселей.
   Брас – снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).
   Брашпиль – машина для подъема якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.
   Бросательный конец – линь, имеющий на одном конце парусиновый, на битый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причалана судно) швартовные тросы.
Гордень – снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.
   Грот – 1. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-рею. 3. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.
   Грот-мачта – вторая от носа мачта корабля.I
   Дирик-фал – снасть бегучего такелажа, служащая для подъема до места искового конца гафеля.
   Драёк – инструмент для такелажных и парусных работ, представляю­щий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заостренными конца­ми. Употребляется какрычаг при выдрайке концов.
   Драйреп – снасть для подъема марса-рея
   Дректов – якорный канат шлюпочного якоря (дрека).
   Каболка – самая тонкая составная часть растительного троса, скручен­ная из волокон конопли, агавы или других растений.
   Калышка – петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручи­вании.
   Клевант – 1. Конусообразный кусок твердогодерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался. 2. Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы, с круглой выточкой (кипом) посередине. Употреб­ляется для соединения флагов с фалами, на которых ониподнимаются.
   Клетень – слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладывае­мый вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
   Клетневание – особый вид такелажной работы, заключающийся в следу­ющем – на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый ее шлаг перекрывал следующий. Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив ее концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
   Кливер – косой треугольный парус, ставящийся впередифок-мачты.
   Кнехты – парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием-плитой. Кнехты устанавливаютсяна палубе и носовой, кормовой частии бортов судна и служат для крепления тросов при швартовке.
   Кноп – узел в виде утолщения на конце для удержания или закрепления коренного конца.
   Колышка – род узла дляукорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.
   Конец коренной – условное название закрепленного или же не ис­пользуемого в работе конца троса.
   Конец ходовойусловное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещае­мого) при завязывании узла.
   Коуш – металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.
   Кофель-нагель – деревянный или металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый и гнездо кофель-планки для завертывания на него снастей бегучего такелажа.
   Кофель-планка – деревянный или металлический брус с отверстиями для чофель-нагелей. прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутрен­ней части борта,
   Кренгельс – кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стро­пы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, наклады­ваются на брам-стеньги под брам-такелаж.
  Марса-драйреп – снасть бегучего такелажа марса-реев. На марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплен.
   Марса-рей – рей, к которому привязывается марсель: второй снизу рей на мачте.
   Марсель – второй снизу на мачте парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем.
   Мачта – вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для уста­новки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д.
   Мусинг – кноп, сделанный не на конце спасти, а в середине.
   Нок – конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафеля, рея и т. д.).'
   Обух – болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части.
   Огон – кольцо из троса, сделанное на конце или в середине его. Этим кольцом обычно спасть надевается на рангоутное дерево.
   Оплетка – конец снасти, заплетенной особым способом для предотвращения его от развнвки. Обычно оплетками заделываются концы всего бегу­чего такелажа. Кроме того, оплетками покрывают сплесни на такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр.
   Отдать конец – отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут,или выпустить его, если он держится в руках: отвязать и отпустить конец с берега или с другого судна.
   Оттяжка – трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью ко­торого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении,
   Пал – чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы.
   Пеньковый трос – растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли.
   Перлинь – трос кабельной работы, окружностью от 4 до 6 дюймов (102-152 миллиметра).
   Перты – закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.
   Прихватить – слегка закрепить: наскоро привязать. Прихватить что-либо каболкой – это значит подвязать временно.
   Прядь – вторая по толщине составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок. Раздернуть снасть – полностью отпустить, ослабить снасть.
   Рангоут – деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несенияпарусов, выполнения грузовых работ, подъема сигналов и т.д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстре­лы, утлегарь, лисель-спирты и пр.), которые иначе называются рангоутными деревьями.
   Растительный трос – трос изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы, кокоса и др.).
   Реи – рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.
   Риф-леер – снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса риф-сезнями при взятии рифов.
   Риф-сезень – конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязыва­ния паруса, когда берется риф.
   Риф-штерты – короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых па­русных судах.
   Рундук – ялик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.
   Рым – металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшбор­те судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.
   Салинг – деревянная или стальная конструкция, служащая для соедине­ния стеньги с ее продолжением в высоту – брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам– и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев – лонга-салингов, двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев – краспиц и ко­роткого бруса, параллельного краспицам, – чака.
   Свайка – железный конический гвоздь (иногда изогнутый) с плоской го­ловкой. Служит для пробивания прядей троса и других такелажных работ.
   Свистов – тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, встав­ленных в гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выска­кивали из своих мест, в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того, чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.
   Сей-тали – тали, основанные между двухшкивными и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.
   Скоба якоря – скоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря; служит для крепления к якорю цепного каната.
   Слабина троса – провисание, излишек не туго натянутой
  Фок-марса-рей – горизонтальное дерево рангоута, несущее парус марс. Фока-рей – нижний рей на фок-мачте.
   Фалы – снасти. служащие для подъема некоторых рангоутных деревьев (реев, гафелей), парусов (кливеров, стакселей), флагов. В зависимости от назначения получают дополнительные наименования, например марса-фал, кливер-фал сигнальный фал и пр.
   Фордун – снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант.
   Швартов – растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).
   Швартовка – подход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причалу, пирсу, стенке или набережной, или к другому судну.
   Швартовное устройство – шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюш­ки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта дру­гого судна.
   Шканцы – часть

Взято отсюда:  http://www.moryak.biz

0


Вы здесь » Морской форум » Морские узлы » Основные определения и термины.